Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность начиная с начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и вне учебной деятельности, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Основная образовательная программа среднего общего образования образовательного учреждения разработана в соответствии с Уставом и Программой развития школы на 2019-2023 гг. «РОСТ: развиваемся, определяемся, сравниваем, творим».
Основная образовательная программа образовательного учреждения разработана с учётом особенностей образовательного процесса в школы:
1. МБОУ «Бачи-Юртовская СШ №5» – учреждение, реализующее гуманитарный компонент. В его основу положен ценностно-коммуникативный подход к овладению обучающимися всеми предметами, реализация которого происходит через образование, которое качественно отличается и по цели, и по содержанию от обучения в обычной школе. Для организации эффективной деятельности в этом направлении как деятельности, ведущей к реализации цели творческой социализации обучающихся, в школе создана и развивается креативная образовательно-коммуникативная среда. Субъектами этой среды являются обучающиеся, родители, педагоги, социальные партнёры, а её содержательное наполнение осуществляется через профильное обучение, элективные курсы, проекты, различные развивающие технологии и формы сотрудничества.
2. Одна из главных особенностей школы – организация креативного предметного обучения с первого класса. Креативное предметное обучение в начальной школе, в том числе иностранным языкам, способствует достижению обучающимися не только уровня элементарной грамотности, но и элементов функциональной грамотности, что облегчает адаптацию учеников к условиям внешкольной среды. Креативное предметное обучение способствует более глубокому, продуманному погружению в предмет, а также созданию уже на этапе начальной школы предпосылок для интеграции предметов, возникновению практически необходимых и обусловленных практикой образования метапредметных умений обучающихся.
3. В школе реализуется сопровождение индивидуального психолого-педагогического образовательного маршрута ученика на протяжении всего образования в соответствии с моделью индивидуального психолого-педагогического сопровождения развития ученика в творческой образовательно-коммуникативной среде школы.
4. В школе создана и развивается система воспитания обучающихся, направленная на создание креативной модели образовательного процесса.
5. Образовательный процесс строится на основе современных технологий, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельностей.
6. В школе реализуется получение образования в форме семейного обучения (в том числе через Интернет), которое используется в рамках информационной среды школы для самообразования и обучения на дому.
Структура основной образовательной программы среднего общего образования
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Бачи-Юртовская СШ №5» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы среднего общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- программу развития универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования, включающую формирование компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
МБОУ «Бачи-Юртовская СШ №5», в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы среднего общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.